Артем (east_travel) wrote,
east_travel

Индия: практическая информация

Привет, друзья!
Пару недель назад я вернулся из Индии. Это, однозначно, было одно из самых лучших путешествий на данный момент! Столько новых эмоций и впечатлений! А сколько фотографий я привез из поездки... Будет, что показать и рассказать :)
За две недели пребывания в Москве вихрь событий меня просто захлестнул.Так, что даже не было времени сесть за компьютер и начать делиться с вами своими впечатлениями.
И вот, наконец-то, выдалась свободная минутка. Так что, поехали!
Пока я буду разбирать фотографии, по традиции поделюсь техническими деталями поездки. Попробую составить мини-ФАК по Индии.

Маршрут

Индия всегда была моей мечтой! Именно с идеи посетить эту страну родилась моя неугасающая тяга к путешествиям. Но, как известно, осуществить мечту бывает непросто. Поэтому к этой поездке я шел-ехал-плыл и летел почти что пять лет. И безумно рад, что все получилось именно так, как получилось. Неподготовленному человеку Индия, на первый взгляд, может показаться сразу последним кругом ада.
Но все-таки эта поездка вышла более спонтанной, нежели осознаваемой и точно запланированной. Как и в случае с Египтом, поводом к поездке послужила супер-распродажа, устроенная главной тройкой арабских перевозчиков. Недолго думая, мы купили билеты на самолет Etihad в Дели с пересадкой в Абу-Даби. Это удовольствие (а летать арабскими перевозчиками, действительно, удовольствие) обошлось нам всего лишь в 13000 рублей.
Правда, такое поспешное решение практически не оставляло времени на подготовку к поездке. Вылет предполагался через две недели.
Я с головой окунулся в изучение индийской темы. И только в этот момент понял, на что подписался. Индия оказалась настолько огромной страной, что от разнообразия возможностей просто разбегались глаза: океан и всемирно известный Гоа с его алыми закатами, заснеженные пики Химачал-Прадеша и марсианские пейзажи Ладакха, пустыня Раджастана и дикая жизнь Ориссы. На принятие непростого решения о будущем маршруте ушла почти неделя. И нам практически удалось не уклониться от заранее намеченного плана.
Весь наш маршрут можно логически разделить на две совершенно разные части: неделя в Химачал-Прадеше в долине Парвати и десять дней по адски знойному, но красочному Раджастану.
Именно поэтому в дальнейшем я буду рассказывать о поездке, исходя из логики ее разделения.

Часть 1: Химачал-Прадеш

24 сентября. 1 день. Дели, переезд в долину Парвати;
25 сентября. 2 день. Касоль, Малана, небольшой 25км треккинг;
26 сентября. 3 день. Семичасовой поход в Кхиргангу - горную деревню с горячими источниками;
27 сентября. 4 день. Возвращение в Касоль через Кальгу - еще одну горную деревню;
28 сентября. 5 день. Мы покидаем приветливую долину Парвати и едем в долину Куллу. Первой точкой на нашем пути становится мистический Наггар, где мы провели почти целый день.К вечеру добрались до всемирно известного «рая» - деревни Манали;
29 сентября. 6 день. Поход в соседнюю с Манали деревню Вашишт, прогулка к водопаду и возвращение в Дели;

Часть 2: Агра и Раджастан

30 сентября. 7 день. Дели и первая поездка на поезде в Агру;
1 октября. 8 день. Удивительный день в фантастической Агре;
2 октября. 9 день. Прибытие в столицу Раджастана – «розовый город» Джайпур. Прогулка по городу и посещение основных достопримечательностей – городского дворца, обсерватории Джантар-Мантар, Дворца ветров;
3 октября. 10 день. Взяли такси на целый день и съездили в Галту – храм обезьян и восхитительный форт Амбер;
4 октября. 11 день. Проведя прекрасную ночь в слипер-басе мы приехали в «белый город» на воде – Удайпур. Самый романтичный, чистый и красивый город Раджастана.
5 октября. 12 день. Поездка на такси в самый большой форт Индии – Кумбалгарх и удивительный джайнский храм – Ранакпур;
6 октября. 13 день. Адская ночь в слиппере по дороге в Джодхпур. Прогулка по городу и тщательное исследование форта.
7 октября. 14 день. Поездка в мистический и святой Пушкар. Долгожданный отдых;
8 октября. 15 день. Продолжаем расслабляться в Пушкаре, а под вечер выезжаем в Дели – наш ждет путь домой;
9 октября. 16 день. Прибытие в аэропорт Дели, летим домой.

Вот такой незамысловатый маршрут. Но каких трудов стоило его составить: было очень сложно подобрать нужный транспорт на нашем пути. Дней, как всегда, было мало, а желаний увидеть Индию – много.

Виза

Вокруг индийской визы постоянно витает ореол таинственности. Это связано с тем, что правила выдачи виз в российском консульстве постоянно меняются. Но, опираясь на опыт предыдущих счастливчиков, мы успешно сдали документы и получили заветные визы.
Итак, индийские визы можно получить в визовом центре на Сухаревской - ttsvisas.ru. Нам были необходимы непростые визы, так как в декабре нами намечено возвращение в Индию. Правда, транзитом в ЮВА. Но все равно, виза при пересадке на международные рейсы в Дели необходима. Именно поэтому, мы запрашивали трехкратную визу на полгода. В прогрессивном интернет-сообществе до нас такие визы никто не получал.J
Мы подали следующие комплект документов:

1. Анкета в двух экземплярах на английском языке. Ее нужно заполнить он-лайн на сайте ВЦ, а потом распечатать. Также на сайте есть подробная инструкция. Будьте внимательны: если вы подаете заявление в Москве, то на анкете в шапке должен быть указан именно московский офис ВЦ. Я ошибся, и мне пришлось заново переписывать анкету при подаче, но уже от руки.
  2. Загранпаспорт со сроком действия не менее 6 месяцев;
  3. Дополнительная декларация на получение визы. Ее вам дадут в окошке при подаче документов;
  4. 2 цветные фотографии. Формат не важен;
  5. Авиабилет в оба конца;
  6. Так как мы запрашивали трехкратную визу, то необходимо было это обосновать. В качестве обоснования подойдут билеты в третью страну (в нашем случае это были билеты Дели-Бангкок-Дели). Иногда могут запросить визу третьей страны. В Таиланд визы не нужны, поэтому у нас ничего не спрашивали;
  7. Бронь гостиницы. Достаточно на один день. Принимают с букинга или любой другой системы бронирования;
  8. Копии страниц с фотографией и пропиской общегражданского паспорта;
  9. Копия страниц с фотографией загранпаспорта;
  10.  Оплата консульского сбора и сбора ВЦ. На день нашей подачи необходимо было оплатить 1950 рублей.

Через четыре дня мы довольные забрали наши паспорта с проставленными визами. Кстати, забирать документы может один человек. Для этого необходимо написать простую письменную доверенность. Заверять ее у нотариуса не надо.

Транспорт по Индии

Этому важнейшему вопросу я уделю особое внимание и расскажу о транспорте в отдельном посте.

Транспорт до Индии

Добираться до Индии можно разным методами. Когда я был маленький и глупый, я думал о том, чтобы доехать до страны автостопом. Путь этот возможен. В свое время его проделал Кротов со своими товарищами. Но невозможно предугадать, сколько времени он может занять. Да и денег явно сэкономить не удастся. Ведь, как я сказал, в Дели сейчас довольно часто устраивают распродажи различные авиакомпании. Да и без распродаж перелет стоит не очень дорого: скажем на декабрь мы взяли билеты Аэрофлотом всего лишь за 14000.
Классическим и самым комфортным вариантом является прямой перелет российским флагманом авиаперевозок «Аэрофлотом».
Чуть более дорогой, но намного более комфортный и интересный вариант – путешествие арабскими перевозчиками: Etihad, Emirates, Qatar.
Также можно попробовать поискать недорогие стыковки у Turkish airlines, Аэросвита или Туркменских авиалиний и других авиакомпаний бывшего СССР.

Если вы летите в Гоа в сезон, то можно найти дешевые билеты на чартеры.«Горящие» билеты часто распродают по смешным ценами.Например, в прошлом году билеты в одну сторону можно было взять за 170 долларов.

Погода

Индия – очень большая страна. Поначалу было очень непривычно осознавать, что за ночь нельзя пересечь всю страну, как это можно сделать во многих странах Европы, Азии и Ближнего Востока.
Размеры Индии обуславливают и погоду в стране. Так, например, в ноябре на севере уже отрицательные температуры и лежит снег, а на юге заканчиваются дожди и начинается сезон.

Вообще на территории страны можно выделить несколько особенных климатических зон, значительно отличающихся друг от друга.

1. Гималаи

2. Северные предгорные районы

3. Засушливый и пустынный Раджастан

4. Центральная Индия

5. Западное побережье

6. Южное побережье

Поэтому погода сильно зависит от того региона, в который вы собираетесь поехать. Но в общих чертах климат Индии можно разделить на три сезона:

1. Зима (ноябрь-февраль) – относительно сухой и прохладный период

2. Лето (март-июнь) – сухой и жаркий период

3. Сезон дождей (июль-октябрь) – влажный и жаркий период

Перед тем, как ехать в Индию мы узнали, что для путешествий по нашему маршруту лучше всего подходит октябрь.В Раджастане в остальное время либо слишком жарко, либо слишком влажно.А путешествовать по Гималаям лучше всего в межсезонье: май-июнь, сентябрь-октябрь. С ноября по апрель становится слишком холодно, да и перевалы закрывают, поэтому большинство высокогорных районов становится не доступно.А в июле-августе в Гималаях сезон дождей.

Деньги

Курс индийской рупии к рублю:
1 INR = примерно 0,6 рублей

То есть, если вы быстро хотите понять, что сколько стоит, то просто умножьте индийскую цену на 0,6.

Все цены в дальнейшем буду приводить в рупиях.

Обменять деньги можно в банках, но на практике это редкость.Все меняют в уличных обменниках. Легче всего их найти в местах скопления туристов: Мэйн Базар в Дели, Манали или Касоль в Гималаях и т.д.
Также деньги меняют практичсеки во всех туристических фирмах.
Имейте в виду, что в обменниках нужно торговаться. Даже при обмене всего лишь 100 долларов можно выиграть несколько десятков рупий. А если речь идет о нескольких сотнях, то торговатьсяпростонеобходимо.Так, например, нам удавалось поднять курс на несколько рупий за доллар.

Кредиткой пользоваться можно только в банкоматах для того, чтобы снять деньги.В интернете полно историй, как при оплате товаров кредитной картой, на ней морозилась или снималась большая сумма.Так что избегите рисков.Да и принимают кредитки только в дорогих магазинах и супермаркетах.А российские банки очень недоверчиво относятся к индийским партнерам.Так, например, при оплате кредиткой в Делийском duty-free Сбербанк заблокировал карту из-за неблагонадежности терминала.

Индия - одна из самых дешевых стран мира. Даже дешевле Армении, о которой я высказывался, как о самой дешевой стране.

В день вполне можно прожить на 300 рупий. Скажем, в Гималаях средний расход без такси составлял 350 рупий – двухразовое питание и жилье.

В Раджастане все значительно дороже. Поэтому лучше рассчитывать на 800-1000 рупий в день: неплохой отель, двухразовое питание, вкусняшки по ходу.

Люди

Население Индии невероятно разнообразно.В стране сосуществуют сотни народностей, каст, социальных групп, религиозных и этнических общин.По численности население Индии немного отстает только от населения Китая. За последние 50 лет население Индии увеличилось почти втрое.

Официально в стране нет деления по национальному и кастовому признаку.Спасибо Ганди! Согласно Конституции Индии, все ее жители являются индийцами по национальности и наделены равными правами.Но на практике, индийское общество очень сильно дифференцированно по национальным, кастовым, классовым и религиозным признакам.То и дело вспыхивают конфликты на почве этого разделения.

Говоря об индийцах, часто совершают ошибку, равняя всех под одну гребенку.Опрятный, образованный иобеспеченныйменеджер, которого сложно по внешнему виду отличить от европейца и житель трущоб из Мумбая, который по своему развитию недалеко ушел от пещерного человека – это всё представители одной нации.Но между ними огромная пропасть.Этим индийское общество очень напомнило мне наше, российское. Иногда разделение достигает просто неслыханных масштабов: типична картина спящего в луже собственных экскрементов маргинала под дверьми какого-нибудь современного офиса в Нью-Дели.

Кухня

Чрезвычайно разнообразная и сильно дифференцирована по месту нахождения. Перед поездкой нас все поголовно пугали остротой индийской пищи и ее вегетаринством. Это не так. Всегда можно попросить не острую еду, а курицу или баранину можно съесть практически в любом бэкпекерском ресторане. Особенно в Гималаях.

Салаты в Индии – это зачастую мелко нарезанные овощи (помидоры, огурцы, лук) с маслом.
Супы в Индии не вкусные и острые. Большинство – это супы-пюре. Попробовав два, больше брать не хотелось.
Вторые блюда можно найти на любой вкус: острые, кисло-сладкие, соленые, масляные и т.д. Во многих кафе есть индийское, израильское и интернациональное меню. Поэтому повсеместно вам будет встречаться лапша, рис и ближневосточная кухня. Так что, если сомневаетесь в своих способностях по перевариванию индийского карри, то смело берите что-то более привычное – это вкусно!
В качестве напитков мы чаще всего пили ласси – местный йогурт с различными фруктовыми добавками и, конечно, масала-чай – черный чай с молоком и специями.
Но повторюсь, что кухня Индии очень сильно привязана к вашему местоположению. Впрочем, как и в России: вряд ли вам удастся попробовать оленины, кроме как в северных районах страны.

Мобильная связь

Обязательно покупайте местную сим-карту: либо Vodafone, либо AirTel. Мы взяли последнюю, но разницы между ними практически никакой.
Для оформления контракта вам понадобится фотография, паспорт и ваучер из отеля, в котором вы остановились. Когда я покупал карту, то пообещал принести все документы, кроме фотографии, на следующий день. Но случилось так, что вечером мы уехали из города. Никаких последствий этого я не ощутил. Так что думаю, что можно ограничиться только обязательной фотографией.

Местная связь настолько дешева, что практически бесплатнаJ. На 1 рупию по местной связи можно говорить около 3-4 минут.
Звонки в Россию стоят 10 рупий за минуту, смс – 5 рупий.
При покупке сим-карты на счету уже лежит ее стоимость, поэтому пополнять ее вряд ли придется. Если, конечно, не вести бизнес-переговоров.
Но если вдруг возникнет такая необходимость, то это можно сделать в любом месте, где продаются сотовые телефоны. Называете свой номер продавцу и тот путем хитрых манипуляций пополняет вам счет на необходимую сумму. Либо покупаете обычные карты пополнения, какие раньше продавали в России.

Интернет

В туристических местах есть везде. Стоит примерно 20-30 рупий за час. Это очень дешево!
Скорость нормальная, банов на сайты замечено не было.

Если я что-то забыл, то спрашивайте. С удовольствием отвечу на ваши вопросы.