Артем (east_travel) wrote,
Артем
east_travel

Чианг Дао

После непродолжительной весны на улице вновь господствует зима! Но как же сильно хочется тепла и солнца! Особенно, когда смотришь в зеркало - а с лица еще не успел сойти итальянский горный загар! И, глядя на свою довольную темную физиономию в зеркало, мне вспомнилось прошлогоднее путешествие в Таиланд. Я обещал рассказать о нем гораздо раньше, но творить нужно только с порывом! И вот порыв наступил!
Рассказывать о столь полюбившемся мне Таиланде хочется, смакуя каждое слово и изображение! Бангкок и окрестности, ровно как и островные приключения будут позже. А начать я хочу с конечной точки северной части маршрута - города и пещер Чианг Дао. Это была самая неподготовленная и спонтанная вылазка из нашего форпоста - Чианг Мая. Так получилось, что мы отказались от запланированной двухдневной экскурсии по горам и джунглям. Но побывать на севере и не увидеть высоких, поросших папоротником массивов не входило в мои планы. Поэтому было решено ехать, тем более в запасе оставался "лишний" день. Место определилось совершенно случайно – тридцать строчек в LP сделали свои дело. Стало интересно, несмотря на то, что информация в путеводители крайне скудная. Итак, в предпоследний день пребывания в Чианг Мае мы отправляемся к таинственным пещерам и величественной горе Чианг Дао!

Предлагаю отправиться вместе!

Автобус до Чианг Дао отправляется с автовокзала Chiang Phuak каждые 30-40 минут:

Нам повезло – мы не ждали. Билеты купили тут же в кассе и через 10 минут отправились. По дороге помимо любования пейзажами я стал читать Rough Gide, из которого тоже почерпнул совсем немного информации: в горе Doi Chiang Dao высотой 2225 м (одна из самых высоких вершин Таиланда) насчитывается около сотни пещер, и только пять из них открыты для посещения туристами. Четыре пещеры: 1. Thum Ma, протяженностью 735 м, 2. Thum Num - 660 м, 3. Thum Kaew - 474 м, 4. Thum Phra Non - 360 м, объединены между собой и образуют лабиринт в 2,5 километра. Пещеры не освещены и для их исследования необходимо брать гида с газовым фонарем, который выглядит поистине аутентично! И только пещера Thum Phra Non длиной всего в 360 м оборудована освещением.

За изучением информации и втыканием на открывающиеся пейзажи прошло 2 часа – именно столько нужно, чтобы добраться до Чианг Дао.

Конечно же, во время дороги за окном автобуса постоянно шумел дождь

Город Чианг Дао

Автобус высаживает в центре этого небольшого городишка. И далее до пещер нужно добираться на такси. Благо их там дежурит несколько штук. После непродолжительного торга мы сошлись на 300 бат за доставку к пещерам, ожидание и транспортировку обратно на автостанцию.

Дорога к монастырю и пещерам

Дорога к монастырю и пещерам сквозь сосновый бор

Когда мы приехали к пещерам было уже довольно поздно – около 15 часов. А пещеры закрываются в 17 – имейте в виду. На осмотр было решено оставить час и дождаться пока в пещерах не останется других желающих. А до этого времени – прогулка по окрестностям. Ведь помимо пещер, которые, скажем честно не очень сильно отличаются от других пещер, виденных мною в различных частях света, у подножья горы находится изумительный храмовый комплекс.

Храмовый комплекс у горы Чианг Дао

Большая часть территории занимают различные старые культовые статуи, многие из которых спрятаны в специальные ниши, вырубленные в горе. Возраст изваяний сложно определить на глаз. Но они явно не молоды! Особенный шарм добавляет яркая растительность и мхи, которыми они поросли. Складывается ощущение посещения эльфийского королевства. Вокруг - практически никого нет, а с пальм и высоких деревьев разносится пение неизвестных птиц.

Статуи, спрятанные в горе

На территории я нашел целое кладбище старинных каменных сооружений. Я так и не понял, что это такое и для чего они предназначались, но думаю, что это санпрапумы - домики для добрых духов, призванных охранять подвластную им территорию. Надо будет обязательно написать статейку про них и их виды отдельно.

Мне кажется, что это древние санпрапум - домики для духов

Божок в виде нэцке - мы такими в детском саду играли

Сбитые украшения центрального вихана

Окна вихана у входа в пещеры изящно расписаны. Больше всего мне понравилось изображение Айравата - символа Таиланда. Оказывается, что в буддизм этот символ пришел, конечно же из индуизма, и связан с богом Индрой. Айрават - белой слон - был его ваханом и использовался как средство передвижения.

Изображение Айравата на одном из окон вата

Удивляет красота и искусность этого комплекса – наги парят над чеди, защищая его своими могучими, но грациозными телами.

Чеди вата

Еще один санпрапум

Эта чеди стоит немного в стороне от основного комплекса - на пригорке, но ее невозможно не увидеть. После ее осмотра мы двинулись назад - к пещерам.
Конечно же и в этот раз нас ожидал приятный момент попадания на химическую обработку территории храма от насекомых. Если кто ни разу не видел, что это такое, то мой вам совет – бегите сразу и наблюдайте издалека. Тайцы, будучи очень мелкими и шустрыми, стремительно окурят и вас так, что не успеете спохватиться. А что там у них за химикаты знать, честно говоря, не хочется. Но вся живность дохнет моментально – трупиками остается завалена вся обрабатываемая территория. А, может быть, они их на корм потом собирают?

Где же химзащита?

Традиционный сидячий Будда

Итак, после осмотра храмовой территории мы отправились в пещеры. Вход – 100 бат. И еще 150 бат за гида на группу. Еще раз хочу сказать, что гида брать обязательно, потому что самостоятельно можно запросто заблудиться – пещеры не освещенные.
У любой уважающей себя пещеры существует легенда. Чианг Дао - не исключение: есть тайская легенда об одном мудреце, который жил в этих пещерах и был очень близок к нирване. Он убедил богов создать семь волшебных чудес в пещерах: поток, берущий начало от стоп золотого изваяния Будды, склад божественных одеяний, мистическое озеро, город нагов, священного бессмертного слона и могилы отшельников. Местные жители говорят, что все волшебные чудеса находятся очень глубоко в горе и практически не могут быть найдены! Местные также говорят, что любой, кто попытается вынести наружу даже маленький камешек из пещер, навсегда заблудится в жутких проходах (ну это как бы само собой разумеющееся предупреждение).
Пещера также знаменита тем, что в ней находится подземный храм. Так как пещеры уже закрывались и мы остались там одни – место произвело приятное таинственное впечатление.
Для тайцев это святое место, раньше в пещерах жили и медитировали монахи-отшельники. Поэтому внутри установлено несколько статуй, самая почитаемая – четырех метровый лежащий Будда.

Встречающие монахи у входа в пещеру

Статуя лежащего Будды

Итак, обследовав первую пещеру и подземный храм, оборудованный электрическими лампами, решили идти в Thum Ma и другие пещеры – 2,5 километра полного мрака.

Пройдя каменные ступени мы оказались в огромном природном каменном зале. Периодически гид выключал фонарь и тогда я понимал, насколько человек беспомощное существо – тьма была такая, что глаза никогда бы к ней не привыкли. Над моей головой свисали сотня летучих мышей, издававшие мерзкий писк, а под ногами ползали огромные пауки, которых добрая женщина-гид каждый раз подсвечивала, лепеча что-то веселое по-тайски. Наверное, была рада увидеть своих старых друзей и говорила им про очередные три жертвы, которые она им привела.

Пещерные обитатели

Чудеса природы

Подземный каменный гриб

Водопад

Мы ходили с ними по одной земле

Пройдя метров 30, я удивился, что не вижу прохода дальше, но, изучив пространство, обнаружил единственный небольшой проем в скале, который гид осветила фонарем. Пройти через него можно только присев и согнувшись даже не в «три погибели», а чуть ли не по-пластунски. Я не большой фанат таких моментов и чувствую себя мягко скажем не очень комфортно в помещении, которая сдавливает тебя со всех сторон. Все это ослажнялось еще и тем, что кислорода не хватало. Дышать было не легко, а пот просто ручьями тек по телу. Но любопытство было выше страха. Протиснувшись через проем, очутился в красивейшем зале, где с потолка свисали огромные сталактиты, а сталагмиты напоминали то слонов, то крокодилов.

Начало каменной кишки

Красота!

Рогатка

Кое-где приходилось шлепать и по воде

Каменная Виктория

Идем дальше, поворот за поворотом - опять тупик, в котором также узкий проход похожий на предыдущий, но более длинный. Пробираясь по узкому проходу, понимаю что туннель сужается а выхода нет. Если бы гида не было и не полез бы или уж точно повернул обратно. Но все в порядке – секундная паника, и мы на месте – в третьем огромном зале, в котором находится еще одно небольшое капище. Сам зал ступенями вниз и выходом на освещенный участок пещеры.

Подземная молельня

Ну вот и все. Выйдя из пещер мы еще немного полюбовались на величественную вершину, пруд с кишащими там карпами и тронулись в обратный путь.

Пруд с карпами

А вот и карпики - ели все, что бросали! Хоть землю...

Tags: Пещеры, Таиланд, Храмы, Чианг Дао

• Come back!

Ну вот я и вернулся со всех своих поездок и путешествий! Да уж, этим летом я отыгрался за все предыдущие бездарно потраченные теплые и свободные…

• Улетаю сегодня!

Хех! Три недели подготовки не прошли даром: наученный и сгорающий от нетерпения сегодня в ночь улетаю в Таиланд! Доступен по телефону не буду -…

• Мексиканская Мерида - столица Юкатана и просто прекрасный город!

Наконец-то разобрал фотографии и начну рассказывать о самом большом путешествии, в котором пока что удалось побывать - четырехмесячной поездке по…