Артем (east_travel) wrote,
Артем
east_travel

Монастырь Санаин

Проснувшись в нашей замечательной гостинице около 6 утра, мы отправились в первый монастырь в нашей поездке - Санаин. До этого мы посещали только церкви - Сагмосаванк и Ованаванк.
До монастыря можно добраться двумя путями. Первый - для тех у кого нет машины - это воспользоваться старой канатной дорогой из города Алаверди до села Санаин. Откуда около километра пройти до монастыря. Вторым путем могут воспользоваться те, кто боится висеть в воздухе - проехать на машине. Мы, как настоящие путешественники, использовали оба пути.




О монастыре рассказывать можно бесконечно много. Это по истине великий памятник армянского зодчества, скульптуры да и культуры в целом. Этот факт оценило и международное сообщество, внеся монастыри Санаин и Ахпат, как единый комплекс, в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году.
Монастырь Санаин находится в одноименном селе, которое возвышается над городом Алаверди на севере Армении на небольшом горном плато, у каньона реки Дебед, на высоте около 1000 м над уровнем моря.. С вершины просматривается находящийся в нескольких километрах от Санаина монастырь Ахпат, речь о котором пойдет в другом рассказе. Многие туристы, по рассказам местных жителей, совершают пешие треккинги по горам от одного до другого монастыря. Искренне в это верю и сам с удовольствием отправился бы в такой поход, если бы было время. Места там сказочно красивые. Как в общем-то и во всей Армении в целом.
В подтверждении своих слов покажу карту, на которой отмечен километраж пеших походов.




Но, как я уже сказал, мы выбрали автомобильную дорогу и отправились в путь. Естественно, постоянно останавливаясь и фотографируя окрестные пейзажи и умопомрачительные виды.


Вид на Алаверди с подъема к монастырю


Городской апокалипсис в преддверии города


Природа

От станции до монастыря без остановок по времени ехать совсем не долго - около 20 минут. Поэтому приехали мы еще до открытия дверей храма. В ожидании этого мы немного прогулялись по территории и изучили историю монастыря.

Точная дата основания монастыря не установлена. Однако известно, что в X в. здесь уже жило несколько сот монахов. Это связано с тем фактом, что Кюрикиды - властители Ташир-Дзорагетского царства и их вассалы уделяли большое значение просветительской роли монастыря. Именно поэтому там был построен целый комплекс религиозно-гражданских строений, в которых помимо богослужений изучали гуманитарные науки и медицину, писали научные трактаты и рисовали миниатюры. Известность монастыря начинает притягивать выдающихся ученых и просветителей Средневековья – Теодорос, Вардан, Анания и других.

В течение первых трех веков существования монастыря в нем было построено более двадцати различных церквей и часовен, гробниц, колоколен, здание Академии, книгохранилище, трапезные, галереи, мосты и другие монументальные сооружения, не говоря уже о многочисленных жилых и служебных помещениях.

Основные здания монастыря группируются вокруг главного храма - крестово-купольного храма св. Аствацацин (Богородицы), образуя составной архитектурный ансамбль. Они асимметричны по отношению к основной оси, что придает им очень живописный вид. Компактность и гармоничность баланса комплекса достигается за счет того, что каждый последующий архитектор исходил из предыдущего состояния ансамбля и, пытаясь соблюсти общую форму, строил свои здания рядом с ним.

Предлагаю посмотреть, что же получилось из постоянных перестроек и какой ансамбль мы увидели, попав в монастырь.




Итак, мы подходим к монастырю по дороге с юга между 16 - домом игумена и 15 - монастырским источником. Сразу за источником находится лестница и калитка, через которую можно войти в монастырь и увидеть основные постройки.

1 - Церковь св. Аствацацин (ок. 934 г). Сурб Аствацацин – древнейшее из сохранившихся сооружений монастыря. Здание, сложенное из полутесаного базальта, представляет собой крестовокупольный храм с четырьмя пределами по всем сторонам. С течением веков церковь, естественно, неоднократно ремонтировалась и частично перестраивалась. В частности купол был надстроен только в конце 17 века.



На переднем плане церковь св. Аствацацин

2 - Церковь Аменапркич (Всеспасителя, 957—962 гг.). Именно эта церковь, значительно превосходящая церковь Аствацацин размерами была кафедральным собором Лорийского царства в 10 веке. Снаружи, в верхней части восточного фасада,— скульптурные изображения ктиторов - царей Кюрике и Смбата с моделью храма в руках.
Это сооружение относиться к тому же крестовокупольному типу, что и Сурб Аствацацин, от которой ее отличает лишь кладка, выполненная из чисто тесаных квадратов базальта, да детали, обусловленные большими размерами церкви.



Церковь Аменапркич


Ктиторы - по современному спонсоры. Люди, выделившие средства на строительство или восстановление храма.

3. Часовня Святого Григора (Св. Григория Просветителя; до 1061 г.)



Часовня Св. Григора

4. Здание Академии. Между церквами Сурб Аствацацин и Сурб Аменапркич строителями X в. был оставлен узкий проход. Однако зодчие вскоре убедились в том, что частые землетрясения в этих местах могут разрушить церкви. Ими было принято остроумное и чрезвычайно правильное с инженерной точки зрения решение – заполнить пространство между церквами еще одной постройкой, которая создаст единую композицию, что значительно повысит сейсмическую устойчивость всех этих сооружений - вопрос очень важный для сооружений на этих территориях. Такой постройкой стало помещение Академии. Композиция его представляет каркасную конструкцию однонефной галереи с мощными арками и устоями, перекрытую каменными плитами.


Внутри Академии. Ниши между колоннами служили скамьями для учеников и послушников.


Колонны украшены резными крестами

5. Книгохранилище (1063 г.) - крупнейшее средневековое здание подобного типа в Армении. В нем хранились не только манускрипты, но  и всевозможная ценная утварь монастыря. Квадратное в плане помещение книгохранилища увенчано восьмигранным шатром. Основной свет в течение дня проникает в помещение через круглый проем в его вершине, он же служит и для вентиляции. Для защиты помещения книгохранилища от солнца, ветра, дождя и снега, создания перед ним своеобразного климатического «шлюза» - вдоль его южной стены была возведена галерея, которая кроме как место для бесед использовалась в качестве усыпальницы знатных лиц. К сожалению, внутрь нам войти не удалось - здание было закрыто.


Книгохранилище Санаина

6. Галерея книгохранилища


Галерея книгохранилища

7 - Гавит церкви Аменапркич. 8 - Гавит церкви св. Аствацацин (приделы церквей)



Арки гавита Св. Аствацацин


Хачкар у гавита Св. Аствацацин


Внутри гавита Св. Аствацацин


Внутри гавита. Стены обильно декорированы резными хачкарами, а пол выстлан могильными плитами


Надпись на стене гавита


Внутренняя богато декорированная колонна


Еще один богатый декор


Пол из могильных плит


Все плиты отличаются в зависимости от того, кто под ними покоится


Здесь явно похоронен ребенок


Очень красивые резные хачкары на колоннах внутри гавитов

Немного отвлеку вас от изучения архитектурного ансамбля Санаина интересной историей. В гавите Св. Аствацацин мы с Ксюшей встретили двух ребят, с которыми летели из Москвы в Ереван. Насколько же тесен мир :)
Они рассказали нам, что побыв пару дней в Армении направятся путешествовать в Грузию. И пока мы два дня торчали в Ереване, правильно выбрав тактику и пережидая отвратительную погоду, они поехали в монастырь Татев. Мы тоже там будем, но позже - по дороге в Нагорный Карабах. Решив поделится впечатлениями, мы рассказали им про два наших дня в Ереване, выслушав в ответ от них душещипательную историю их посещения Татева. На новой канатной дороге они поднялись в монастырь. "И как вам виды?"- спросил я. "Никак. Единственное, что мы видели - это вперед вытянутую руку" - ответил мой собеседник. То есть погода в Татеве была в разы хуже, чем в Ереване. Там шел снег, дождь и образовался сильнейший туман, который не позволил бедным ребятам увидеть красоты монастыря и окрестных пейзажей. Мы же в свою очередь, избрав правильную тактику, посетили монастырь в яркий солнечный день и восхищались его архитектурным убранством и природой вокруг. Об этом я расскажу вам позже. А пока вернемся в Санаин.


9 - Итак, по этим номером на плане обозначено последнее крупное сооружение монастыря - колокольня. Здание представляет собой квадратную в плане трехэтажную башню, увенчанную шестигранной ротондой, в которой висели колокола. Три различных по назначению этажа использовались следующим образом. Первый, в настоящее время основательно перестроенный, служил монастырским складом. Второй, состоящий из трех небольших приделов, использовался как молельня при монашеских бдениях. В просторном и светлом помещении третьего этажа, вероятно, работали переписчики рукописей.


Колокольня Санаина

Чтобы у вас окончательно сложилась картина того, как выглядит монастырь, хочу показать схему расположения основных здания с восточного фасада.


Это схема восточного фасада здания: слева направо - церковь Аменапркич, Академия, церковь св. Аствацацин, перед ней - часовня Сурб Григор, правее - колокольня, перед которой здание книгохранилища.


Остальные здания монастыря - фамильные гробницы и церкви, хоть и относится на схеме к нему, все же представляют собой, на мой взгляд, отдельные сооружения. Да и их нынешнее состояние не может сравниться с основными сооружениями Санаина.

Кстати говоря, в селе помимо монастыря можно осмотреть дом-музей братьев Анастаса и Артема Микоянов – политического деятеля советского времени и известного авиаконструктора. Музей расположен в нескольких сотнях метров ниже монастыря. На дороге стоит указатель, так что не найти его сложно.

Напоследок хочу порадовать вас несколькими фотографиями окрестностей монастыря:



Весна в Армении - прекрасное время. Вокруг все цветет и пахнет!


Весна!


Окрестные горы


Ктиторы на фоне армянских гор


Весна!


Крест на Сурб Аствацацин


Внутри церкви температура довольно-таки низкая, а свет проходит только через узкие окна. Благодаря этому можно наблюдать такую картину.


Конечно же, наскальная живопись. Кто-то кого-то сильно любит)



Вы, наверное, также как и я ошибочно думаете, что это облако или туман? К сожалению, нет! Это дым, который производит завод, находящийся в центре города Алаверди, куда мы с вами спустимся в ближайшее время.
------
Интересные рассказы о севере Армении:
Интересная ночевка под Алаверди
Город Алаверди
Монастырь Ахпат

Tags: Армения, Путешествия, Санаин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments